Когда наши редакторы обнаружили этот материал, мы растерялись в каком разделе журнала его публиковать. Проблемы командной работы, выявленные в описанном исследовании, целиком актуальны для налаживания процессов в ОФИСЕ. Концепция игровой компьютерной программы для развития эмоций у детей является сама по себе красивой БИЗНЕС-ИДЕЕЙ. Посовещавшись, мы все же решили оставить это исследование финских педагогов в разделе О ДЕТЯХ. Оно посвящено развитию отношений детей дошкольного возраста при выполнении совместной задачи.
Реклама
Реклама
Сегодня, наверное, все без исключения дети любят играть в компьютерные игры. Многим родителям это не нравится: игры затягивают и отвлекают от более полезных занятий. Другие, наоборот, используют планшеты и телефоны, чтобы загрузить время ребенка и получить возможность поработать или заняться домашними делами. Исследования показывают, что дети любят играть на компьютере, что они общительны и готовы сотрудничать во время совместных игр с другими детьми (С.Дэнби, А.Эвальдсон, Х.Меландер, П.Аарсанд, 2018).
Финские педагоги вместе с создателями квеста Emotion Detectives (дословно – «Детективы эмоций») провели восминедельный эксперимент, наблюдая через видеокамеру за отношениями детей дошкольного возраста в процессе игры. Дети были разделены на пары. Выполняя задания игровых персонажей, каждая пара работала на одну общую цель. Но прежде, чем перейти к анализу результатов эксперимента, несколько слов о самой игре Emotion Detectives.
Реклама
Игра «Детективы эмоций»
Игра Emotion Detectives была разработана для развития социальных навыков и эмоциональных знаний у детей в возрасте от 5 до 12 лет. Она нацелена на погружение ребенка в социальное поведение и обучает самостоятельному поиску решений проблем.
Сюжеты квеста сосредоточены на распознавании эмоций, обозначении эмоций и понимании факторов, вызывающих в человеке эмоции. Есть задачи, в которых дети практикуют навыки эмоциональной регуляции. Например, ребенок в ходе игры выясняет мысли и действия, которые помогают усилить положительные эмоции и, наоборот, преодолеть отрицательные.В начале игры ребенок создает виртуальный офис с главным героем по имени Аксу. Аксу – это помощник детектива. Игрок вместе с Аксу собирает очки славы. Но добыть их не так-то просто. Ребенку не без подсказок Аксу, применяя свои эмоциональные навыки и знания о межличностном общении, приходится решать различные социальные ситуации. По мере набора все большего количества очков славы, игрок получает различные полезные артефакты – радар эмоций, увеличительное стекло и т.п., – которые затем помогают ему справляться со все более сложными ситуациями.
Не все дети в возрасте 5–6 лет уже умеют читать. На этот случай у игры Emotion Detectives есть версия, в которой задачи, требующие навыков чтения, исключены. Интерфейс дает также возможность прослушивать реплики героев во время квеста через динамики.
Реклама
Эта компьютерная игра была разработана для развития детей, склонных к конфликту и часто терпящих неудачи в общении. Изначально она не предназначалась для работы детей в паре. Но в рамках проведенного эксперимента сыграла роль основы для совместного обучения.
Совместное обучение
Теме совместного обучения посвящено множество исследований за последнее десятилетие. Общие их выводы таковы, что сотрудничество в процессе обучения сильно углубляет познание. Оно повышает критическое мышление и взаимопонимание, способствует развитию навыков совместного поиска решения задач. Во взаимодействии особое внимание уделяется переговорам, обмену идеями и знаниями, выстраиванию совместного мышления. Современная тенденция к трансформативной педагогике, подробно описанная в материале Познание через образы, также во многом базируется на принципах совместного обучения.
Реклама
Многократно отмечено, что дети активно сотрудничают, когда играют в компьютерные игры. Идея совмещения процесса игры на компьютере с обучением ребенка навыкам социального партнерства, кажется, лежит на поверхности! Посмотрим на результаты такого эксперимента финских педагогов.
Наблюдения педагогов
Взаимодействие детей в парах во время игры в Emotion Detectives наблюдалось в детских садах, расположенных на территории двух муниципалитетов Финляндии. Цель состояла в том, чтобы исследовать в динамике развитие детей и выявить их поведенческие особенности, которые проявились в процессе игры. Анализируя тенденции сотрудничества в разных парах, важно было учесть и индивидуальные черты характеров детей.
Реклама
Интерактивные особенности детей, проявившиеся в игре, исследователи разбили на три категории: 1) мотивация и навыки, 2) степень сотрудничества, и 3) атмосфера и ситуационные проявления (включая конфликты, разногласия, степень концентрации ребенка, веселье и другие).
1. Особенности детей, связанные с мотивацией и навыками
Вовлеченное участие и мотивация детей были важными факторами успешной игры. Это выражалось в желании продолжить игру на следующий день. Недостаток же участия одного из напарников напротив приводил к частым конфликтам.
В некоторых парах дети имели разные уровни мотивации. Один ребенок хотел сосредоточиться на задании, в то время как другой хотел просто дурачиться и получать удовольствие, например, сознательно выбирая неправильные ответы. Серьезной причиной для низкой мотивации стало также то, что дети не сами выбирали себе партнера, а воспитатель формировал пары.
Сюжет игры сам по себе нес мотивирующие факторы в виде возможностей набирать очки и получать артефакты. Это побуждало детей продолжать игру и собирать все больше очков славы. По мере развития игры, дети все активнее напоминали друг другу об артефактах, которых им не хватало и обозначали общность их цели. «Мы получили увеличительное стекло!», – и оба ребенка подпрыгивали на стульях, глядя друг на друга с восхищением и сжимая руки над головой. Эта радость длилась на протяжении всех последующих сессий, и партнеры все время отчетливо ее помнили. Они с энтузиазмом делились этим с другими детьми, с нетерпением ожидая следующего игрового сеанса.
Реклама
Другим важным фактором успешности совместной игры были навыки детей. Кто-то больше играл на компьютере дома и лучше разбирался в общих принципах квеста, а кто-то меньше. Кроме того, если один из партнеров умел лучше читать, то некоторые части игры были для него проще. Наконец: – «Что я делаю ...? Скажи мне, что я должен сделать?», – «Я могу помочь тебе, смотри!» – яркий пример диалога при обучении одного ребенка другим работе с сенсорной панелью.
2. Степень сотрудничества
Второй выделенной особенностью взаимодействия в парах стала степень сотрудничества. Она выражалась в активности устных переговоров и выработке общих правил игрового процесса.
Переговоры подразумевали обсуждение заданий или ответов, которые предстояло выбрать. Во многих парах дети согласовывали между собой очередность управления игрой. В то же время, конфликты и разногласия возникали у детей, которые спорили, вообще не слушая друг друга и даже не пытаясь идти на компромисс. Некоторые пары договаривались о том, какой ответ выбрать, но большинство все-таки устанавливали очередность принятия решений.
Реклама
К напряженности и разногласиям приводили ситуации, когда, один из партнеров имел твердое категоричное мнение о задаче и потому не мог вести переговоры. Представьте себе ситуацию, когда очередь не твоя, а напарник при этом выбирает заведомо неверный ответ!
3. Общая атмосфера и ситуационные особенности
Особое место в классификации получили конфликты, так как их продолжительность значительно влияла на общую атмосферу игрового сеанса и достигаемые результаты. Количество разногласий во всех парах отличалось: где-то напряженность отсутствовала, а где-то была на очень высоком уровне.Реклама
Большинство разногласий были связаны с выбором правильного ответа. Иногда дети активно обсуждали после очередного хода, кто был прав. Отдельные конфликты возникали из-за различий в мотивации к игре или плохо развитых навыков общения. Важно отметить, что почти всегда детям удавалось разрешить ситуацию самостоятельно. Например, это происходило после напоминания одним из игроков соглашений об установленной очередности либо правил самой игры.
Однако, несмотря на конфликты, во всех парах были моменты веселья. Дети смеялись над комментариями Аксу, конструировали забавных персонажей, выбирали смешные ответы, просто дурачились играя с экраном (меняли масштаб или делали другие вещи не связанные с игрой). На разных этапах все дети получили искреннее удовольствие от процесса!
Три стиля взаимодействия
По наблюдаемым стилям совместной игры все пары в итоге были разбиты на три явные группы: 1) склонные к конфликтам, 2) амбивалентный и 3) совместные. Такая классификация, при небольших отличиях, созвучна и с выводами Профессора психологии и образования из Гарварда Сандры М. Лоуренс.
Реклама
В парах, склонных к конфликтам, отношения были отчужденными. Дети не хотели играть вместе, их сотрудничество во время квеста было на очень низком уровне. Основными признаками, характеризующими такие пары, были отсутствие у детей мотивации играть вместе и слабая способность вырабатывать общие правила. Пары, отнесенные в эту группу, все время застревали в выяснении, стоит ли им вообще продолжать игру. Когда один ребенок пытался сконцентрироваться на игре, второй пытался отвлечь его на что-то другое.
Несмотря на это, определенная степень сотрудничества в таких парах все же постепенно проявлялась. Она выражалась в форме отстраненной консультации одного ребенка другим. Кроме того, совместными всегда были моменты веселья, вызванного забавными поворотами игры.
В амбивалентном типе пар дети могли быть друзьями, но их отношения при этом не были равными, поскольку один из партнеров явно доминировал в игровом процессе. Доминирующий ребенок считал себя более компетентным игроком, что делало сотрудничество неравным. Таких пар было большинство и в них часто возникали конфликты из-за очередности при выборе ответов. Кроме того, в качестве причины разногласий было отмечено недоверие к уровню развития навыков партнера. Но в отличие от конфликтных пар, дети в этой группе были мотивированы к игре и вырабатывали общие правила, даже несмотря на то, что им было трудно потом следовать. Мотивация детей к выполнению заданий также отличалась, поскольку один ребенок хотел дурачиться больше, чем другой.
Реклама
Наконец, явно выделялись пары совместного типа. Дети вели себя как друзья, имели четкие общие цели и хорошую мотивацию для продвижения по квесту. Они спокойно договаривались и эффективно сотрудничали, вырабатывая четкие общие правила и находясь в равных правах. Дети этой группы очень хорошо концентрировались на игре. Разногласия происходили, но они были очень короткими. Им часто было очень весело вместе. Основным отличием от амбивалентных пар у детей из этой группы была последовательность решений и способность сосредоточиться на игре.
Изменения через восемь недель
В течение всего эксперимента исследователи фиксировали происходящие изменения в интерактивных особенностях детей. Существенные подвижки произошли главным образом в вовлеченности, конфликтности и навыках к сотрудничеству. Напротив, мало или вообще не изменились степень концентрации, игровые навыки и уровень веселья.
Удивительно, но ни одна из пар не сменила свой тип взаимодействия в течение всего восьминедельного периода. Тем не менее, в каждой паре произошли как положительные, так и отрицательные изменения в интерактивных особенностях детей.
Реклама
В парах, склонных к конфликту, мотивация к совместной игре со временем возрастала, разногласий становилось меньше. К завершению эксперимента в таких парах появились явные признаки сотрудничества. Несмотря на это, у них так и не появилось общих правил.
Мотивация пар, которые были отнесены к амбивалентному типу, снижалась со временем. Это происходило из-за сильных отличий в стиле игры партнеров. При этом, степень сотрудничества детей возрастала, а отношения между игроками становились более равными. Пары договаривались намного чаще в течение последней недели игры, чем это происходило в начале, когда один из игроков принимал большинство решений.
У детей, отнесенных к совместному типу поведения, вовлеченность и мотивация все время росли по мере продвижения по игре. Они стали больше договариваться о выборе правильного ответа, тогда как в начале решение часто принимал ребенок, получивший право очереди на управление компьютером. Во время последней недели игра приобрела более случайный характер, и дети получали еще больше удовольствия, чем раньше. Однако эта расслабленность, обусловленная установленными и практически действующими правилами совместной работы, стала приводить и к некоторым спонтанным конфликтам, не наблюдавшимся ранее.
Заключение
Большей частью дети не привыкли и часто категорически не хотят играть в паре с назначенным им партнером. Сандра Лоуренс в своей работе говорит о том, что отказ от выбора напарника сильно влияет на возможности ребенка приспособиться к требованиям игровой среды. У детей, которым разрешается выбрать партнера, намного меньше конфликтов и разногласий во время игрового процесса. Друзья, играющие вместе, намного больше сотрудничают, чем не друзья.
Реклама
Кроме того, в описанном нами эксперименте во время игровых сеансов отсутствовал взрослый. Позитивное взаимодействие с новыми технологиями и задачами у детей, по мнению ученых, сильно зависит от отзывчивости и поддержки сопровождающего игровой процесс воспитателя.
Возвращаясь к эксперименту и его итогам, авторы и рецензенты отмечают пользу его результатов. Целенаправленное развитие социально поведенческих навыков, обучение эмоциям и формирование отчасти провоцирующей среды совместной работы, приносят свои плоды. Давайте вместе и лучше готовить своих детей ко взрослой жизни, применяя во благо и такие зачастую несущие вред средства, как современные технологии.
По материалам работы “Children’s Peer Interaction While Playing the Digital Emotion Detectives Game”, Sari Lipponen, Merja Koivula, Kerttu Huttunen, Leena Turjab & Marja-Leena Laakso, joser.