О Детях

Воспитатель важнее размера группы

Воспитатель группы детского сада
Источник изображения: iStock

Рейтинг: 5 / 

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В педагогических сообществах многих стран ведутся споры о том, как размер группы в дошкольном учреждении влияет на работу воспитателя, а также на комфорт пребывания и уровень развития детей. Скандинавские ученые во главе с Соней Шеридан и Пией Вильямс из Гётеборгского Университета (Швеция) провели исследование среди семисот воспитателей детских садов. Они постарались выяснить, какие качества и навыки важно развивать у дошкольников в первую очередь, поставив это в зависимость от количества детей в группе. Итак, какое влияние оказывает размер группы детского сада на приоритеты в работе воспитателя?

Реклама

Кратко о целях дошкольного обучения

Согласно концепции, изложенной Европейским парламентом, для жизни в современном обществе детям необходимо развивать способность принимать собственные решения и быть самостоятельными в суждениях. Для этого необходима объективная и широкая информированность об окружающем мире и природе вещей. При обучении дошкольников выделяют две группы ключевых компетенций:

Реклама

В первую группу входят такие навыки и умения как способность к сотрудничеству, инициативность, гибкость, творчество, способность к самоанализу и рефлексии, активная позиция, хорошая коммуникация, критическое отношение к информации, способность к обучению.

Ко второй группе относят способность детей понимать окружающий мир, вкладывая в это знание предметных областей, таких как культура, естествознание, технологии, чтение, письмо и математика.

В шведской программе дошкольного обучения сказано:

«Детский сад должен принимать такую форму обучения, которая предполагает активное обсуждение изучаемого вопроса в группе. Знание – это сложное понятие, которое выражается в совершенно разных формах: факты, понимание, практический опыт, навыки, погружение. Все эти формы тесно переплетены друг с другом.

Отправной точкой для дошкольных учреждений является опыт, который дети уже приобрели – их интересы, мотивация и стремление к познанию. Дети ищут новые знания и развивают их в ходе игр, общения со сверстниками, исследований и творчества, а также посредством наблюдения, обсуждения и последующих размышлений. Тематический подход расширяет и обогащает развитие ребенка».

Группа детского сада дети в процессе игры

Дошкольное образование традиционно отличается от школьного, ориентируясь в первую очередь на формирование личности ребенка. Изучение аспектов социального поведения соотносится с детским садом, в то время как преподавание предметов в большей степени отводится уже средней школе. Поэтому, групповые занятия становятся важным инструментом в развитии таких социальных качеств как, например, непринуждённое поведение и коммуникабельность.

Реклама

Воспитатели детских садов, как правило, осознают важность групповых коммуникаций. Но реализация группового обучения и поиск его правильной формы на практике корректируются конкретным учебным планом (требованиями к минимальным знаниям ребенка по предметам) и личностью самого воспитателя. В этом отношении компетентность воспитателя является существенным фактором качества дошкольного развития. Осознавая важность общения, многие воспитатели в силу своих личностных качеств делают упор на индивидуальных контактах с каждым ребенком, а не предпринимают усилия для формирования группового интереса.

Факторы, определяющие дошкольное образование

Соня Шеридан и Пия Вильямс в своих прежних работах выделяют два основных фактора, влияющие на обучение в детском саду:

  1. Размер группы;
  2. Компетентность воспитателя.

В Швеции нет жестких рекомендаций по количеству детей в группах детского сада. По статистике средний размер составляет 17 человек и варьируется в зависимости от муниципалитета. Встречаются группы и по 11, и по 50 человек. При этом на каждого сотрудника детского сада приходится в среднем 5 детей. Ясно, что чем больше группа, тем меньше времени воспитатель тратит на каждого ребенка в отдельности. Это подтверждают и многочисленные исследования. При работе с большим количеством детей воспитатели вводят более строгую дисциплину, ищут способы разделения на локальные группы во время занятий и даже жертвуют частью предметов или тематик из программы развития.

Реклама

Тренд в требованиях к дошкольному образованию, диктуемый правительствами, идет по пути повышения уровня знаний ребенка по предметам – раннюю грамотность, основы математики, естествознание и техника. Это в свою очередь еще больше повышает ожидания от воспитателей, поскольку они должны быть компетентны в данных дисциплинах и уметь вложить нужный объем знаний в ребенка.

На этом фоне предыдущие исследования уже не однократно называли компетентность воспитателя как определяющий фактор дошкольного развития ребенка, сильно опережающий в своей значимости размер группы. Данное исследование шведских педагогов подтверждает такой вывод.

Реклама

ТОП главных навыков для ребенка

Подавляющее большинство воспитателей детских садов женщины. В исследовании шведских ученых участвовали воспитатели со средним возрастом около 44 лет и проработавшие в своей сфере более 10 лет. Это значит, что респонденты хорошо знакомы со своей работой и имеют достаточный опыт для суждений на ее счет.

Группы участвовавших педагогов были разделены на три категории по признаку размера. Около 5% составили группы до 12 человек, 90% – группы от 13 до 28 человек и 5% – группы более 29 человек.

Творчество у детей в детском саду

В результате выделено шесть способностей, которые воспитатели считают приоритетными для развития у ребенка в детском саду и прилагают целенаправленные усилия к этому. Они следующие: простая коммуникация и открытость к сотрудничеству, хорошая самооценка и понимание себя, любопытство, уважение к окружающим, сочувствие и, наконец, жизнерадостность. При этом, как с точки зрения приоритетов в развитии этих навыков, так и с точки зрения его эффективности, количество детей в группе не имеет существенного значения.

Реклама

С другой стороны, обозначены способности, которые будут критически необходимы во взрослой повседневной жизни, но развитие которых следует оставить на школьный возраст. Это умение учиться, критическое мышление, наблюдательность и ряд других. Возможно, именно для их воспитания, размер группы был бы важен.

Результаты исследования подчеркивают принципиальную важность подготовки и отбора специалистов в детские сады. Гарантия высокого качества дошкольного образования, равных условий для детей и, в конечном итоге, их благополучия основана в первую очередь на компетентности и личности воспитателя.


Обзор отчета “Does group size matter in preschool teacher’s work? The skills teachers emphasise for children in preschool groups of different size”, P. Williams, S. Sheridan, H. Harju-Luukkainen, I. Pramling Samuelssond, jeser.

Ленты новостей

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

Реклама

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

© 2017-2024 ООО «Сковоронок». Все права защищены. Дизайн – LOYP.

Поиск