О Детях

Неактуальность системы школьного образования

Неактуальность системы школьного образования
Источник изображения: standinguptopots.org

Рейтинг: 5 / 

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Многие привыкли считать, что образование в российских школах менее интересно и креативно, чем в Европе или США. На самом деле мы знаем только отдельные примеры нетрадиционных подходов к образованию и во многом основываемся на рассказах и слухах. Системное же школьное образование на Западе, по мнению известного британского журналиста Джоржа Монбиота, несет в себе проблемы актуальные и для российской действительности. В своей статье в The Guardian Джорж размышляет над системой среднего образования в современных государствах, а также говорит о примерах выхода за рамки системы. Мы приводим ее свободный перевод.

Заучивание предметов и экзамены в форме тестов уничтожают инстинкты к обучению у молодых людей, разрушая тем самым их будущее.

Неразрешенные противоречия

Если вы хотите быть успешным и востребованным в обществе будущего, вы должны быть творческим, критически мыслящим и социально значимым человеком. Вы не можете походить в своем поведении на робота. Так почему же тогда наших детей учат в школе вести себя как машины?

Реклама

Реклама

Дети лучше всего усваивают новое, когда обучение согласуется с их естественным состоянием, накладывается на любопытство и порывы творческой энергии. Это ни для кого не секрет сегодня. Так почему же наших детей сажают стройными рядами за парты и пичкают фактами?

Мы добиваемся успехов во взрослой жизни благодаря взаимодействию и сотрудничеству. Почему тогда во многих тестах сотрудничество носит коннотацию измены и предательства?

Правительства государств декларируют, что они нацелены снижать число детей отчисляемых из школ. Так почему же тогда учебные планы и тесты загнаны в такие рамки, что они отсекают любого ребенка, чей ум работает хотя бы немного по-другому?

Лучшие учителя проявляют свой характер, креативность и вдохновение, чтобы развить в детях их таланты и побудить к обучению. Почему их инициатива и энергия подавляются бюрократией и буквоедством, царящими в системе образования?

Как строилась сегодняшняя школа

Как пишет в своей книге «Learning {Re}imagined» основатель глобального центра «Обучение без границ» англичанин Грэм Браун-Мартин, есть общая причина всех перечисленных несоответствий. Наши школы были построены для массового производства рабочей силы, необходимой в эпоху индустриализации.

Школьники в ограничениях как цыплята на жердочкеИсточник изображения: www.aspca.org

На Западе такие основы системы образования сформировались в 19-м веке, в России – в первой половине 20-го. Целевым продуктом школ были работники, которые целыми днями молча сидят на скамейках, производят одинаковый продукт, поступают исключительно предсказуемо, а наказание за недостигнутые результаты принимают покорно. Сотрудничество и критическое мышление – это именно то, что государства стремились отбить у будущих служащих.

Постиндустриальная система

Если говорить про пользу и актуальность сложившейся системы образования, то можно утверждать, что сегодня мы учим детей управлять прядильным станком. Школы закладывают в них навыки, которые зачастую не только избыточны, но и контрпродуктивны. Наши дети страдают и ломаются от этой беспредельной и бесчеловечной системы.

В постиндустриальную эпоху мы по инерции придерживаемся курса социальной инженерии и подготовки промышленной рабочей силы.

Реклама

Чем менее актуальна система, тем более сложным правилам регулирования она подвергается и тем больший стресс причиняет. Недавнее объявление одной из средних школ в образовательном приложении газеты Times звучало так: «Вам нравится порядок и дисциплина? Вы согласны, что дети всегда должны быть послушны?... Если да, то должность надзирателя может быть вашей!». Безусловно, проблемы с дисциплиной есть во многих школах. Но это и не удивительно, поскольку дети во всей их энергии и любопытстве загнаны в рамки подобно цыплятам в бройлерной.

Талантливые учителя оставляют профессию, поскольку их старания тратятся впустую, а карьера рушится из-за социальной неустроенности, переутомления, постоянного гнета стандартизации и избыточного контроля вышестоящих инстанций. Чем меньше автономности им предоставляет государство, тем больше затем само же и обвиняет в несовершенстве системы. Грядет глубокий кризис дефицита преподавательского состава, особенно в таких дисциплинах как физика, дизайн, информационные технологии. И это то, что правительство называет «эффективностью».

Многие инициативы по изменению системы и внедрению новых подходов к образованию, требуемому в 21-м веке, а не в 19-м, демонизируются правительствами и СМИ путем навешивания всевозможных клеше.

Где детям нравится учится

Когда детям позволено реализовывать их естественные творческие желания и удовлетворять любознательность, им нравится учиться. Наблюдая и экспериментируя, они сами учатся ходить, открывать ящики мебели, разговаривать, есть и спонтанно увлекаться игрушками. Затем они попадают в школу… И их инстинкты там подавляются. Мы насильно пичкаем детей скучными фактами, высасывая из них саму жизнь.

Ученик начальной школыИсточник изображения: www.mantleoftheexpert.com

Отсутствие жестких рамок в подходах к обучению – это благо. Действительно успешные школьные программы объединяет одна общая черта: они позволяют познавать детям мир в процессе самостоятельных исследований. Ученикам не диктуют заранее установленную идеологию, а просто помогают.

Например, в Академии Essa в Болтоне (Великобритания) реализуются программы смешанного обучения по индивидуальным планам. Школа выдает каждому ученику планшеты iPad, на которых дети ведут личные проекты и с помощью которых экономят время для связи с преподавателями и друг с другом. Эта школа нацелена на освобождение детей от рутины и индивидуальную помощь каждому ученику.

Реклама

Реклама

Некоторые школы пошли по другому пути. Учреждения, организованные в Великобритании по типу Лесных школ, вытащили детей за город на природу, чтобы они в естественной среде познавали окружающий мир, развивали свои умственные и физические способности.

Но дело не в высокотехнологичных, естественных или каких-то иных подходах, все это просто своеобразные формы. Суть в том, что мир, в который входит ребенок, достаточно богат и разнообразен, чтобы разжечь любопытство и выбрать путь обучения, который наилучшим образом реализует индивидуальный характер и личные навыки ученика.
Ученики лесной школы изучают рекуИсточник изображения: forestschools.com

На Западе существует ряд учебных программ, нацеленных на работу с детьми, а не против них. Сеть школ Мантия Эксперта предлагает детям объединяться в команды исследователей и в режиме квестов решать самые разнообразные кейсы. Например, запускать новый морской порт, раскапывать гробницу или спасать людей от стихийного бедствия. Такой подход получил устойчивое название «Обучение в Квесте» (Quest to Learn). Он разрушает границы традиционных школьных дисциплин и проходит как бы сквозь них. «Обучение в Квесте» основано на том, что детей учат играть в игры. Для решения предлагаемых ученикам сложных задач, им требуется узнать много новой информации и приобрести ряд полезных навыков. Дети делают это с волнением и упорством геймеров.

Ученики Мантии Эксперта решают задачу в форме квестаИсточник изображения: www.mantleoftheexpert.com

Образовательная концепция Реджо Эмилия, разработанная в Италии, позволяет детям формировать свой собственный учебный план, основанный на том, что их интересуют больше всего. Согласно концепции, дети растут и учатся в отношениях с другими людьми, являясь субъектом права и обладая неограниченным потенциалом для развития. В группах из детей и взрослых (включая родителей) ученикам ежедневно предлагают сталкиваться с различными предметами и типами материалов, новыми выразительными языками, разными точками зрения на вещи, активно трудиться руками (на кухне или в мастерской), выражать эмоции. В ходе таких групповых занятий, каждый ученик проявляет себя в каком-то из направлений, которое постепенно формирует его индивидуальный учебный план.

Реклама

Американская школа Ashoka Changemaker, имеющая сеть по всему миру, рассматривает эмпатию (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека) как «базовый навык наравне с чтением и математикой». Философия программы нацелена на формирование личности, которая сможет менять мир к лучшему. Достигается это за счет приоритетного развития таких качеств, как эмпатия, творческий подход, вдумчивость, лидерство и способность командной работы. По мнению педагогов, именно они станут ключевыми для человека в 21-м веке.

Ученики Ashoka ChangemakerИсточник изображения: www.virgin.com

Первая многорасовая школа в Южной Африке Woodmead разработала полностью демократичный подход к обучению, когда правила и дисциплина контролируются исключительно студенческим советом. Интегрированная исследовательская программа данной школы «Обучение на основе феноменов» сегодня на государственном уровне внедряется в Финляндии. Она делает объектом изучения не школьные дисциплины, а конкретные явления и предметы, такие как например, золото, океан или человеческие отношения. Многие из выпускников этой школы стали известными мыслителями, политиками и бизнесменами.

Реклама

Реклама

Заключение

Джорж Монбиот утверждает, что все приведенные примеры альтернативных систем образования в таких странах как США и Великобритания существуют не благодаря, а вопреки системе. Действующие администрации обеих стран, по его мнению, не способствуют улучшению системы школьного образования на государственном уровне. Положительным примером здесь выступает разве что Финляндия. Давайте же и мы будем учить наших детей не как продукт фабрики «социальной инженерии», а как людей готовых для полноценного вступления в богатый и разносторонний реальный мир.

Ленты новостей

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

Реклама

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

© 2017-2024 ООО «Сковоронок». Все права защищены. Дизайн – LOYP.

Поиск