Это один из старейших философских вопросов. Каждый из нас хочет «жить хорошо» и никто не скажет, что он хочет «плохой жизни».
Но этот вопрос не так прост как кажется. Философы разных времен сломали массу копий в поисках ответа на него. И сегодня фразу «жить хорошо» можно трактовать по крайней мере одним из трех способов.
Жизнь по морали
Одним из базовых толкований слова «хорошо» является «выражение морального одобрения». Поэтому, когда мы говорим, что кто-то прожил хорошую жизнь, мы можем просто сказать, что он «хороший человек».
Мы традиционно вкладываем в это емкое понятие такие качества как мужественный, честный, заслуживающий доверия, добрый, бескорыстный, щедрый, полезный, верный, и так далее. Такой человек обладает множеством важных достоинств. Он не тратит основное время своей жизни на собственные удовольствия, а посвящает себя делам, приносящим пользу другим. Не обязательно в глобальном смысле, это может быть и добродетель в отношении узкого круга семьи и друзей.
Моральную концепцию хорошей жизни поддержали многие мировые мыслители. Так, Сократ и Платон придавали абсолютный смысл тому, чтобы быть добродетельным человеком. Согласно им, добродетель должна превалировать над удовольствием и властью.
В диалоге Платона «Горгий» персонаж Сократ утверждает, что гораздо лучше страдать, чем совершить что-то аморальное. Он считает, что замученный до смерти хороший человек более удачлив, чем коррумпированный владыка, имеющий богатство и власть.
В своей книге «Республика» Платон развивает эту мысль. Он утверждает, что нравственно хороший человек обладает внутренней гармонией. В то время как злой человек, каким бы могущественным он ни был и какими бы благами не пользовался, является дисгармоничным и находится в конфликте между собой и окружающим миром.
Многие мировые религии также понимают хорошую жизнь как моральную. Человек, который живет по законам Бога и повинуется Его заповедям, считается благочестивым. И за это он будет вознагражден. Правда, награда последует не в той жизни. Но благочестивые верующие убеждены, что их благочестие не пройдет понапрасну. Христианские мученики считают, что они окажутся на небесах. Индуисты же полагают, что Законы Кармы гарантируют награду за добрые дела и намерения, в то время как злодеяния будут обязательно наказаны, не в этой жизни, так в следующей.
Жизнь в удовольствие
Древнегреческий философ Эпикур был одним из первых, кто прямо заявлял, что достойная жизни заключается в том, чтобы испытывать удовольствия.
Удовольствие приятно! Это весело и значит «хорошо». Учение о том, что удовольствие - это наивысшее благо, или другими словами то, что делает жизнь достойной, называется гедонизмом.
Сегодня слово гедонист имеет слегка негативный окрас. Имеется в виду, что такой человек посвятил себя «низшим» радостям, таким как насыщение и секс. Но среди современников Эпикур считался пропагандистом такого образа жизни. Сегодня слово «эпикуреец» характеризует гурмана, того, кто особенно ценит еду и напитки. Но на самом деле, это искаженное понятие. Корректнее будет сказать, что эпикуреец – это тот, кто восхваляет всевозможные удовольствия.
Стоит отметить, что Эпикур ни в коем случае не выступал за то, чтобы терять себя в чувственном разврате. Он считал, что:
- Это с большой вероятностью уменьшит удовольствие в долгосрочной перспективе, поскольку злоупотребление удовольствиями может вызывать проблемы со здоровьем и серьезно сузить их доступный круг;
- Хорошая жизнь должна все же быть добродетельной. Эпикур не был фанатом Платона, но соглашался с ним по этому поводу.
Сегодня именно эта концепция хорошей жизни доминирует в западной культуре. Даже в повседневной речи, если мы говорим, что кто-то «живет хорошей жизнью», мы понимаем, что он наслаждается множеством удовольствий: вкусная еда, хорошее вино, горные лужи, подводное плавание, расслабление под солнцем в бассейне и престижный сексуальный партнер.
Ключом к этой гедонистической концепции хорошей жизни является то, что она зиждется на субъективном восприятии. Описание человека как «счастливого» означает, что он «чувствуют себя хорошо» и что его хорошая жизнь это та, что содержит массу «приятных» переживаний.
Реализованная жизнь
Если Сократ ставит во главу угла добродетель, а Эпикур – наслаждение, то гораздо более внимательно рассматривает лучшую жизнь Аристотель. По его словам, все мы хотим быть счастливыми. Мы ценим многие вещи за то, что они являются средством для получения других вещей: например, мы ценим деньги за то, они позволяют нам получать полезное имущество, а время досуга за то, что оно дает нам возможность реализовать свои желания. Но счастье – это единственное что мы ценим ради него самого. Оно имеет собственную значимость, а не выступает в качестве инструмента.
Итак, для Аристотеля «хорошая жизнь» – это счастливая жизнь. Он согласен с Сократом, что для того, чтобы жить хорошо, человек должен быть высокоморальным. И он согласен с Эпикуром, что счастливая жизнь должна включать множество приятных переживаний. Нельзя же сказать, что кто-то «живет хорошей жизнью», если он постоянно страдает.
Но идея Аристотеля состоит о том, что категория «хорошая жизнь» скорее объективистская, чем субъективистская. То есть дело не только в том, как человек чувствует себя изнутри, хотя это имеет значение. Важно чтобы выполнялись и объективные условия, такие как общественное признание добродетельности, здоровье, наличие друзей, уважение общества, удачливость и, наконец, самореализация. Хорошая жизнь по Аристотелю – это та, в которой человек развивает и применяет свои способности. Например, он реализуется в научных исследованиях, художественном творчестве или знании законов. Если бы Аристотель жил сегодня, он наверняка включил бы в этот список и создание технологических инноваций.
Конечно, подавляющее большинство людей сегодня не принадлежат к философскому необремененному классу, в котором состоял Аристотель. Мы должны работать чтобы жить. Но тем не менее, согласитесь, идеальным критерием удавшейся жизни мы бы посчитали возможность осуществить то, о чем мечтаем. Люди, которые могут исполнить свое призвание, действительно являются чрезвычайно удачливыми.
Заключение
Мы не затронули вопрос детей. Исследования показывают, что люди, у которых есть дети, не обязательно счастливее тех, у кого их нет. Во время воспитания детей, особенно когда они взрослеют, родители обычно находятся на более высоком уровне стресса и утрачивают ощущение счастья. Кроме того, наличие детей не может многих сделать счастливее, поскольку они считаю, что их собственная жизнь более значима.
Но все же благополучие семьи, а особенно внуков, является для многих основным источником смысла в жизни. Этот взгляд имеет очень глубокие корни. В отсутствие же детей, люди посвящают себя с большим энтузиазмом какому-то делу: борьбе с бедностью либо защите экологии, и так далее.
У греков была поговорка: «Не называй человека счастливым, пока он жив». Потому что иногда может казаться, что человек живет прекрасной жизнью. А в конечном итоге вскроется нечто такое, что все перечеркнет.
Но оставим это, по-настоящему хорошая жизнь – это та, которая является завидной и восхитительной с каждой из озвученных точек зрения.