О Детях

Девять принципов великой педагогики

9 девять принципов великой педагогики
Источник изображения: linkedin.com

Рейтинг: 5 / 

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Известный реформатор английской системы образования сэр Майкл Барбер сказал: «Качество системы образования не может превзойти качества работающих в ней учителей». Исследования, проведенные в Великобритании в начале 2010-х показали, что наличие в школе эффективного учителя (имеются в виду 5-10% учителей, демонстрирующих лучшие результаты в отрасли образования), повышает уровень знаний учеников на треть по формальной шкале государственных экзаменов относительно уровня учеников, обучающихся у средних учителей.

Однако в научной литературе очень мало внимания уделено объяснению и детализации того, что является эффективной педагогикой. Как действует хороший учитель, чтобы обучать эффективно? В лучшем случае пояснения ограничиваются общими фразами типа: «хорошие учителя – это те, кто добиваются хороших результатов». В данной статье изложены девять принципов, принятые британским педагогическим сообществом, которые призваны детализировать ответ на поставленный вопрос.

Реклама

1. Эффективная педагогика всерьез слышит голос ученика

Существует ряд практических исследований, убедительно доказывающих положительное влияние на уровень образования того, что в процесс обучения включаются мнения учащихся. Среди них множество кейсов о регулярном обсуждении с учениками таких вопросов, как:

  • обратная связь школьников о стиле преподавания и даже об отдельных учителях;
  • обсуждение с учениками новых инициатив руководства школы (до их практического введения);
  • бытовая жизнь школы и установка правил внутреннего распорядка.
Ученики обсуждают вопросы жизни школы на студенческом советеИсточник изображения: pinterest.com

Подходы к управлению и стиль преподавания в таких школах со временем качественно изменились. При этом, многим учителям было поначалу очень нелегко. В последствии же преподаватели отмечали, что когда такие полномочия сваливаются на детей, то они вдруг становятся неожиданно взрослыми и поражают своей доверительной и чистой обратной связью. Социальное развитие ребенка в таких условиях приобретает новую динамику.

Важный аспект данного принципа состоит в том, что ученик не обязан быть втянут в процесс обратной связи против своей воли. Педагогам следует получать обратную связь от детей должным человеческим образом, либо не получать ее вообще. Но нельзя превращать данный принцип в новую муштру и «обязаловку».

2. Эффективная педагогика зависит от поведения (что учителя делают), понимания предмета (что учителя знают) и убеждений (почему учителя действуют так, а не иначе)

Более тридцати пяти лет назад историк образования Брайан Саймон написал критическую статью под названием «Почему в Англии нет педагогики?». Он утверждал, что общество не относится к педагогике как к науке и не развивает ее соответственно. Саймон говорил, что представление о преподавании весьма эклектично и не имеет как четких целей и методов, так и понятной философской или концептуальной основы того, что происходит в школьном классе.

Реклама

Реклама

С тех пор немало изменилось. На уровне государства были реализованы две последовательные национальные стратегии, направленные на расширение теоретических основ педагогики и углубление учебных программ. Первостепенное внимание стало уделяться и профессиональной подготовке самих учителей.

3. Эффективная педагогика предполагает четкое понимание как долгосрочных результатов обучения, так и краткосрочных целей

Есть учителя, которые искренне считают, что горизонтом преподавания являются успешно сданные экзамены. Безусловно, тестирование занимает центральное место в оценке уровня подготовки школьника. Но понимание педагогом собственной роли не должно ограничиваться только результатами экзаменов. Являются ли они надежным показателем устойчивого во времени знания предмета учеником? Характеризуют ли его склонность к той или иной науке? Приводят ли они к личной самореализации и благополучию? Способствуют ли они экономическому процветанию государства либо повышению социальной справедливости и интеграции?

Школьный учитель традиционно рассматривает план на урок как часть программы на четверть, четверть – как составляющую годовых учебных планов, а они в свою очередь складываются в общую программу. Но когда преподаватель видит более широкие границы долгосрочных целей обучения, он меняет позиционирование своих уроков в контексте текущего представления о прогрессе ученика, по мере изменений в обществе пересматривает критические взгляды на развитие ребенка, оперативно привносит в программу новые актуальные материалы, ищет возможности подкрепления теоретических знаний практическими навыками.

Реклама

Именно такой подход определяет эффективную педагогику и с большей вероятностью обеспечивает согласие преподавателя и ученика. Именно он является залогом долгосрочного прогресса общества.

4. Эффективная педагогика основывается на более ранних знаниях и опыте учеников

Во второй половине 20-го века парадигма обучения строилась вокруг трех элементов: способы познания ребенком окружающей среды, этапы познания мира и роль взрослых на этом пути. В 20-м веке этот подход безвозвратно вытеснен. Вместо «одинокого» ребенка, взаимодействующего с окружающей средой, на первый план вышел язык общения и процесс диалога. Эффективность обучения в огромной степени зависит от социального и культурного взаимодействия. А важнейшая задача взрослого состоит в том, чтобы в процессе преподавания донести, что то, что ребенок может сделать в сотрудничестве сегодня, он будет способен совершить самостоятельно завтра.

Единственным качественным стимулом к обучению является нечто, что идет впереди уровня развития ребенка и тем самым ведет его за собой. Закостенелая практика школьного преподавания предпочитает предлагать ученику задания, с которыми он по программе должен справиться самостоятельно, основываясь на ранее вложенной в него теоретической базе. Но только предлагая детям проблемы, которые им неподвластны, преподаватели задействуют зону проксимального развития и приводят ученика к во многом интуитивному либо заимствованному у социума решению. Эта «зона проксимального (потенциального) развития» и есть разница между фактическим уровнем знаний и тем, к чему нужно стремиться. Процесс же поиска решения в такой задаче формирует первичные знания и предварительное понимание. Отсюда и следует тот факт, что эффективные учебные программы подчеркивают важность контекста реального мира, внешкольное и домашнее обучение, совместную работу над задачами.

Реклама

Реклама

Текущие академические знания ложатся на предварительное понимание ученика с гораздо большей эффективностью. Тем самым, великая педагогика в абсолютно равной степени признает как формальное, так и неформальное преподавание.

Другой аспект данного принципа состоит в том, что игнорирование преподавателем предшествующего обучения (как официального, так и неофициального) ставит под угрозу все последующее образование ребенка. С одной стороны, знания должны ложится на правильную основу и идти по нарастающей. С другой стороны, если предварительные знания вдруг по какой-то причине ложны (из серии «не повезло с учителем математики в младшей школе»), то они должны быть в обязательном порядке исправлены в непосредственно текущий момент. Нарушая данный принцип, преподаватель может сломать жизнь ребенку. Его возможности для изучения широкого круга дисциплин в будущем будут ограничены.

5. Эффективная педагогика использует «строительные леса»

Как уже упомянуто выше, в актуальной педагогике сегодня доминирует конструктивистский подход, акцентирующий важность обсуждения, диалога, социального контекста обучения и способности учителя вывести ребенка за рамки его текущего понимания.

Знания подобно вековому замку требуют строительные леса при возведенииИсточник изображения: blogspot.com

Строительные леса сопутствуют этому в следующих двух смыслах:

  • они непосредственно поддерживают процесс развития ребенка;
  • они постоянно модифицируются, поскольку учащийся все время выходит на новые и новые высоты понимания, тем самым нуждаясь и в изменяющихся опорах.

В буквальном смысле здесь наиболее очевидна интеллектуальная поддержка школьника, обеспечивающая леса для процесса получения знаний. Но не менее важны и леса, предоставляющие собой социальную и эмоциональную опору.

Дети слабо продвигаются в познании, если не встречают достаточно аргументов (тех самых лесов) для подтверждения правильности своих выводов.

Относительно небольшое количество учителей близко знакомы с идеями конструктивизма. Поэтому, эти идеи обладают свойством распространяться случайным образом. Там, где они лежали в основе практики, результаты всегда были успешны. В голове ученика необходимо поэтапное и зачастую повторное строительство лесов, являющихся опорой для тех или иных выводов и доказательств.

Реклама

В этом смысле учитель берет на себя ведущую роль при возведении облегчающих процесс обучения строительных лесов. Либо же он выступает в качестве посредника, предоставляя богатые внешние источники информации. Одинаково широкая база строительных лесов у учеников в классе является основой для динамичной дискуссии, прогресса в процессе решения задачи, экстернализации и визуализации понимания, эффективности при поиске нужного ресурса.

6. Эффективная педагогика использует целый спектр методов обучения, включая групповую работу, сопровождающее обучение, индивидуальные занятия и другие

На первый план здесь выходят индивидуальные предпочтения и успешные практики конкретных учителей. Есть критики и приверженцы тех или иных форм обучений. Но исследования показывают, что ключевым фактором успеха является соответствующее поведение самого педагога. Возьмем, например, групповую работу. Есть публикации «подтверждающие важность эффективного совместного обучения». Но при этом очевидно, что плохо спланированное или скомкано проведенное групповое обучение совершенно неэффективно.

7. Эффективная педагогика нацелена ​​на развитие высоких способностей мышления и мета-познания, используя для этого опросы и диалог

Опрос учеников занимает значительную часть времени учебного процесса, уступая лишь времени объяснения нового материала. Этот процесс подвергся тщательному изучению.

Учитель в классе проводит опрос домашнего заданияИсточник изображения: www.gettyimages.com

Было выявлено, что масса учителей не задумываются над характером и сложностью вопросов. Многие из них относятся к энциклопедическим либо анкетным знаниям, а ответы должны черпаться из памяти. Это так называемые вопросы низкого уровня. Вопросы же высокого уровня подразумевают задействование мышления ученика в процессе ответа.

Американские ученые показали, что чередование педагогом вопросов низкого и высокого уровня является наиболее эффективной формой преподавания для школьников любых возрастов. При этом, доля вопросов высокого уровня в младших классах должна быть меньше доли вопросов низкого уровня, но ближе к старшим классам она должна постепенно достигать 50%.

В рамках данного принципа стоит упомянуть и методику обучения в диалоге. Это подход, который в достаточно дисциплинированной форме использует силу разговора для стимулирования мышления ученика, приближая его к пониманию предмета. Заметьте, это сильно отличается от режима «вопрос/ответ». Эффективные учителя применяют также формы случайных бесед и неформального обсуждения обозначенных на уроках проблем.

8. Эффективная педагогика встраивает оценку знаний в процесс обучения

Неуклонно, на протяжении многих лет во всем мире накапливались доказательства того, что оценка является одним из основополагающих элементов обучения. В эффективной педагогике на первый план для полноценного развития ребенка выходит то, как формируется и транслируется эта оценка, а не то, какая она сама по себе.
Плохая оценка за тестИсточник изображения: www.sohu.com

В одной из научных публикаций сказано, что вне зависимости от формы и грейда оценки, мощнейшее положительное влияние оказывает полная и своевременная обратная связь преподавателя о ней. Качество обратной связи имеет решающее значение. Наивысшим достижением эффективного педагога является состояние, когда в результате обратной связи ученик в первую очередь думает о предмете и познании, а не о самой оценке. То есть когда формальная оценка является техническим и мало заметным следствием по ходу обучения.

Обратная связь позволяет ученикам контролировать свою производительность и отслеживать продвижение к собственным целям. Это влияет на самоэффективность школьника и его уверенность для принятия все более сложных целей.

9. Эффективная педагогика учитывает индивидуальные потребности учеников и вопросы взаимной справедливости

Одно исследование отмечает, что отличительной особенностью группового обучения во многих эффективных системах является то, что преподаватели избегают четкого выделения способностей и результатов отдельных учеников в пользу поощрения всего класса на пути достижения адекватного понимания темы. До его наступления переход к следующей теме не происходит. Достижения при этом интерпретируются не с точки зрения фактических результатов учащихся, а с точки зрения усилий, приложенных ими в процессе получения знаний.

Реклама

Реклама

Проблема оценки успеваемости отдельного ученика в составе класса в независимости от подхода (по умениям или по усилиям) нашла отражение в недавних исследования, проведенных в Великобритании. Они были посвящены созданию инклюзивной (включающей, вовлекающей) учебной среды, которая бы не требовала принятия того или иного принципа оценивания. Ученые описывают связь между преподаванием и обучаемостью с точки зрения идеи трансформируемости. В ее основе лежит убеждение, что «способность абсолютно всех детей к обучению переменчива и может быть изменена в будущем к лучшему как результат того, что происходит вокруг и что делают люди в настоящем». Согласно этой идее, связь между процессами познания и обучения выражается двумя принципами:

  • настоящее – это будущее в процессе становления;
  • нет ничего нейтрального: любые действия педагога имеют положительный либо отрицательный эффект.

При таком понимании зависимости между обучением и обучаемостью становится невозможным предсказать способность или неспособность конкретного школьника учиться. Но это и не требуется делать. В качестве альтернативы предлагается выстраивание отношений внутри класса согласно следующим трем принципам:

  • Совместное агентство. Понятие трансформируемости и принцип «ничто не нейтрального» требуют, чтобы ответственность за обучение делилась между учителем и учеником. Учителя не могут обучить в одиночку и являются бессильными без отклика от учеников.
  • Доверие. Чтобы учащиеся могли вступить в совместное агентство, учителя должны доверять тому, что они делают это осмысленно и помочь им сформировать актуальные собственные цели. Учащиеся должны быть уверены, что они является теми, чей голос преподаватель слышит и они могут влиять на процесс обучения. Доверие обеспечивает общую неразделяемую между учителем и учеником ответственность за трансформируемость способностей последнего к обучению.
Совместная работа в младшем классеИсточник изображения: www.rd.com
  • Общность. Трансформируемость, практическое доверие и совместное агентство замыкаются принципом «общей этики». У учителя есть как возможность, так и обязанность постоянно совершенствовать обучение для всего класса, а не для отдельных успевающих. Любое действие имеет эффект, «ничто не нейтрально». При этом, в отношениях ученик/учитель, последний находится в привилегированном положении, имея возможность менять вещи к лучшему. Именно он выбирает план обучения, который станет частью общего с учеником опыта, являясь участником сообщества формирует понимание этого плана, а также демонстрирует справедливость за счет общности с учениками, а не за счет их приравнивания.

Такая педагогика предполагает сдвиг в мышлении от подхода, который работает «по среднему уровню» класса (то есть для большинства учащихся, сосуществующих с кем-то слабо- или сильно- успевающим), к такому когда равные богатые возможности для обучения предоставляются одинаково всем и каждый ученик имеет возможность принять участие в работе.

Реклама

Заключение

Мы привели краткое посильное обоснование каждого из девяти компонентов, которые вместе составляют великую педагогику. Они являются далеко не простыми, а порой и дискуссионными. Учебный класс представляет собой сложную, многогранную и очень требовательную среду. Детализация этих девяти принципов должна помочь педагогу структурировать свое отношение к развитию ребенка, привнести какие-то новые элементы в свое планирование и ежедневную практику. Вместе с тем, самое эффективное обучение возникает только тогда, когда на исследовательскую базу накладывается личная увлеченность учителя, его самосовершенствование и разделение в полной мере устремлений своих учеников.

 

На основе материалов Национального колледжа Школьного Лидерства (National College for School Leadership) за автороством Криса Хасбэнса и Джо Пирса.

Источник: https://www.gov.uk

Ленты новостей

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

Реклама

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

© 2017-2024 ООО «Сковоронок». Все права защищены. Дизайн – LOYP.

Поиск