О Детях

Как научить ребенка учиться

Как научить ребенка учиться
Источник изображения: hbr.org

Рейтинг:  5 / 

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Четвертый год подряд двое моих старших детей учатся дома. Каждый из них проделал большой путь от усталости, капризов и нежелания делать уроки до осознанного отношения к учебе, к самостоятельному ее планированию и самоконтролю.

Реклама

Сегодня их учеба выглядит так. Дочка учится в шестом классе и проходит школьную программу в дистанционной школе «Интернет урок», там же она получает домашние задания. Уроки она может смотреть в любое время, и мы с мужем никак не контролируем этот процесс. Чаще всего Алиса встает в семь утра, а к 12 дня уже заканчивает учебу. Такой график она выбрала для себя сама. Мы с мужем можем помочь по каким-то техническим вопросам или когда нужна определенная книга. Вопросы по учебе Алиса задает учителям, а мне пересказывает самые интересные темы из пройденных.

Сын учится в четвертом классе. Он с вечера планирует свой день: записывает уроки на завтра и другие планы. В разные дни по разным предметам Мартин делает уроки или самостоятельно по рабочим тетрадям, или вместе со мной. Мартин никогда не ходил в школу, и поэтому он не боится двоек, контрольных и диктантов. Только к третьему классу его отношение к учебе стало осознанным. Он тоже делает уроки ранним утром, а с полудня занимается любимым хобби, гуляет или играет.

Реклама

Четыре года назад мы с мужем ставили перед собой большие цели.

  • Мы хотели сделать учебу стилем жизни наших детей. Это 30 лет назад все стремились окончить институт и найти надежную работу. Сегодня процесс образование нельзя прерывать и после 40 лет.
  • Мы хотели, чтобы дети учились с полным пониманием, зачем им это. Учеба не ради оценок, похвалы взрослых или потому что так надо, а ради собственного удовольствия и потому что это интересно.
  • Также мы понимали, что процесс учебы — это мини-версия будущей профессиональной жизни. Иногда я слышу возражение про семейное обучение, что «домашний» ребенок не научится слушать начальника (сначала учителя, потом босса). Но стремиться надо к тому, чтобы самому себе быть и начальником, и подчиненным. То есть самостоятельно ставить перед собой самые разные цели и самому же следить за их достижением.

Сегодня я вижу, что именно помогло моим детям полюбить учиться. Также для объективности я попросила детей рассказать про их самые полезные привычки.

Первое, что могут сделать родители, когда начинается школа

Когда ребенок идет в первый класс, мы ждем от него ответственности, усидчивости, внимания и других взрослых, в общем-то, навыков.

Нам кажется, что он созрел до этого. Но вспомните себя в самом начале нового дела, на новой работе или на учебе. Вам нужно немного времени, чтобы освоиться. Немного опыта, чтобы совершать меньше ошибок. Больше сил, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Вы — взрослый человек, и скорее всего читали книги по саморазвитию, знаете, как планировать время, фиксируете собственные цели хотя бы в уме.

Реклама

А ребенок попадает в ситуацию, где от него чего-то хотят взрослые, есть много стресса, новая обстановка и люди вокруг. Наконец, первоклассник не может рассуждать, как родители, и загадывать на десять лет вперед. Он не может искренне хотеть хорошо учиться, чтобы поступить в институт.

Конечно, ребенка можно запугать; можно манипулировать и ставить условия; можно торговаться, но так у него не появится ответственность за собственную жизнь.

Лучшее, что могу сделать родители, это помочь привыкнуть к новым обязанностям и новому графику. Взрослым надо сначала научить ребенка учиться, а уже потом ждать от него успехов. Эта рекомендация актуальна и для детей, которые учатся дома.

Я помню, как весь первый класс ежедневно твердила Мартину, что учеба в школе — это на ближайшие 11 лет. Я рассказывала ему, что в нашем мире невозможно по-другому, если хочешь хорошо жить. Во втором классе об этом приходилось напоминать все реже. А к третьему Мартин вошел во вкус. У него появился собственный опыт, что учеба — это интересно.

Реклама

Расскажите, из чего состоит учеба

Когда стихнут первые переживания и первоклассник привыкнет к новому распорядку, поговорите с ним, зачем вообще он ходит в школу. Что ему дают чтение, математика, русский и другие предметы. Для каждого ребенка этот ответ будет индивидуальным. Постарайтесь вместе с ребенком в каждом школьном предмете найти его ценность — что-то полезное, интересное, удивительное. Причем, если предмет совсем неинтересный, это тоже опыт. Ребенка можно поздравить с тем, что уже в семь лет он понял, чем ему заниматься точно не хочется.  

Дальше поговорите о том, что учиться предстоит целых 11 лет. Каждый год состоит из четвертей, а каждая четверть делится на недели. В неделе пять учебных дней и определенное количество уроков. Получается, каждый урок — это маленький шаг к большой цели, четверть — шаг побольше, учебный год — это почти 10% от большой цели.

Закончить школу будет самой важной целью. Но для первоклассника слишком большая цель и окончание учебного года. Разделите год на четверти, для наглядности лучше сделать это на бумаге. Затем обсудите каждую учебную неделю.

Из всего услышанного семилетний ребенок сможет сделать вывод, что каждый урок — это не просто сидение в классе, это шаг к большой цели.

Наглядное понимание, из чего состоит учеба, повысит осознанность  и снизит тревогу.

Реклама

Предметы любимые и нелюбимые

У каждого ребенка есть таланты, способности и сильные стороны. И точно так же не каждый силен абсолютно во всех науках.

В обществе принято обращать внимание именно на слабые стороны. Плохо решает примеры? — Отдадим на математический факультатив. Не силен в русском? — Начнем заниматься с репетитором. Тройка по физкультуре? — Будем ходить на хоккей по выходным. К талантам ребенка взрослые относятся как к чему-то обыденному, а вот «недостаткам» уделяют повышенное внимание. Слабые предметы принято «подтягивать». Но выше среднего уровня эти способности все равно не разовьются.

Для облегчения собственной жизни стоит понять, что с одинаковой силой невозможно полюбить математику, литературу и физкультуру с биологией. В чем-то будет меньше успехов, к чему-то все равно будет меньше интереса. И вместо того, чтобы зевать на факультативе по математике, лучше с удовольствием делать задания повышенной сложности на кружке по внеклассному чтению. Это делает из процесса учебы сплошное удовольствие.

Обязательно говорите с ребенком о его нелюбимых предметах. Иногда полюбить их помогает повторное прохождение непонятых тем, и тогда все последующие идут легко.

С годами одни увлечения могут сменять другие. Но только постоянная концентрация на любимом деле (а оно может быть найдено и в пять лет) поможет найти свое призвание.

Реклама

Зачем планировать время

Мартин и Алиса считают, что основное в их учебе — это планирование времени. Они вели дневники, ставили временные рамки, пробовали планировать сразу весь учебный год. В итоге пришли к одному и тому же способу. С вечера каждый заполняет ежедневник, в котором пишет предстоящие уроки и другие дела на день. Уроки Алисы определяются школьным расписанием, уроки Мартина на день определяются мною.

В течение дня важно помечать уже сделанные дела, это поддерживает мотивацию. Ведение ежедневника не только организовывает, оно показывает, что управлять собственной жизнью — это нормально.

Однажды Мартин понял, что ему удобнее учебная неделя 4/3. Тогда он попросил меня планировать в среду и четверг уроки за эти дни и за пятницу. Я с удовольствием поддержала эту инициативу, так как считаю очень полезным навыком осознанное управление собственным временем.

Также было и со временем начала учебы. В какой-то момент дети поняли, что самое удобное — это учиться с раннего утра, чтобы уже в полдень их самые важные обязанности были выполнены.

Сегодня уроки не воспринимаются детьми как повинность. Это такие же дела, как запланированный поход в музей, чтение книги, вязание шапки или сборка сложной модели из Lego.

Школьники не могут полностью управлять своим распорядком дня, но начинать можно с малого. Приучайте ребенка осознанно планировать время для выполнения домашек, чтения книг (по учебе и для удовольствия), домашние дела, развлечения.

Сегодня, когда я рассказывают другим родителям, что просыпаюсь в 9-10 утра, а мои дети уже несколько часов сидят за уроками, я слышу в ответ только удивленные возгласы. Но в нашем случае все закономерно. Сначала я учила детей учиться, теперь наблюдаю плоды своих трудов.

Ленты новостей

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

Реклама

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

© 2017-2020 ООО «Сковоронок». Все права защищены. Дизайн – LOYP.

Поиск