О Детях

Как поговорить с детьми о соцсетях

Девочка подросток в социальной сети во время урока
Источник изображения: twitter.com

Рейтинг: 4 / 

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Многие из нас слышали на родительских собраниях в школе проникновенные призывы классных руководителей провести беседу со своим ребенком о том, что  влияние социальных сетей на подростков негативно, что не стоит вступать в сомнительные группы, организуемые разными «мошенниками» и «психами», и тому подобное. Сообщество переполнено подобными декларациями различных психологов и педагогов. А многие ли из них задавались вопросом, как это практически сделать?

Те, у кого есть дети подросткового возраста, согласятся, что эта задача в общем-то не тривиальна. У наших детей сегодня собственное мнение и собственная личная жизнь. У папы может быть аккаунт в Facebook, у мамы – во ВКонтакте, а дочь при этом вполне самостоятельно и успешно может вести активную и неизвестную родителям жизнь в Instagram. Отслеживать телефон или ограничивать его использование – не продуктивно и не педагогично, это подрывает доверие и многим такие меры справедливо не близки. Пытаться извне проконтролировать аккаунты детей в социальных сетях – просто бесполезно. Что же делать?

Реклама

Мы не разбираем причины «почему так сложилось?», хотя они во многом и лежат в контексте данной статьи. Попробуем дать несколько рекомендаций, как справиться с задачей доверительного разговора о жизни в социальной сети, если такая проблема для вас, как для родителей школьника, уже приобрела свою актуальность.

Цель – критическое мышление

Прежде чем что-то сделать, давайте трезво оценим то, чего мы в итоге хотим добиться. Для начала посмотрим в зеркало. Нам стоит подумать о том, как мы сами используем социальные медиа. То что вредно для наших детей, вредно и для нас. И наоборот. Но мы (или хотя бы классный руководитель нашего ребенка) считаем, что способны фильтровать информацию, а школьник нет. Значит, цель – развитие критического мышления у подростка? Наверное, так.

Развитие критического мышления у школьникаИсточник изображения: www.storyblocks.com

Мы хотели бы научить детей самостоятельно распознавать, когда они подвергаются манипуляции, а когда вступают в действительно полезный информационный контакт. Социальные медиа - это постоянный общественный обмен хорошим и плохим, это способ поддержания важных связей и отношений, место, где можно найти поддержку и поделиться интересами с единомышленниками (особенно, если есть трудности с их поиском в реальной жизни). Кроме того, это и источник информации, который глубоко влияет на то, как мы и наш сын или дочь видим себя и окружающий мир.

Станьте соучастником

Если какое-то безобразие невозможно прекратить, то его стоит возглавить. Ни для кого не секрет, что лучший способ воспитания – это личный пример. Если вы хотите, чтобы ребенок научился готовить, то вы готовите вместе; играть в футбол – бегаете по полю вместе с ним; кататься на велосипеде – организуете совместные семейные велопрогулки. И социальные сети совершенно не выпадают из этого списка. Да, присутствие молодежи в социальной сети – серьезный повод и для вас, пусть вопреки своим привычкам, полностью обновить свой аккаунт или создать его вновь. Встаньте со школьником на волну его интересов и поставьте себе цель попасть к нему в друзья.

Большинство молодых людей крайне скептически относятся ко всему, что мы им рассказываем об использовании соцсетей. И для достижения успеха мы должны показать им, что мы сами принимаем те законы, которым советуем следовать. Мы должны также продемонстрировать, что социальные сети оказывают влияние и на нас.

Реклама

Сформировать у подростка авторитет, находясь полностью на его поле – не самая простая задача. Для многих она потребует трансформации и усилий. Это может и не дать мгновенных результатов. Но такой шаг внесет в вашу ежедневную семейную повестку много тем и вопросов, которые проскакивают в течение дня в информационном пространстве, даст возможность быть внутри контента ребенка, а не далеко снаружи него. Короче говоря, это станет ключом к диалогу. В будущем это позволит вам и постепенно снижать интерес школьника к цифровой активности, прежде всего, за счет собственного примера, соответствующих доводов к конкретной обсуждаемой информации и плавного заполнения пространства общения другой повесткой.

Будьте на равных

Мало кому близка идея, что мы должны многому учиться у своих детей. К такой мысли приходят часто бабушки и дедушки, но не родители. В действительности же это так. Информационный мир ребенка совершенно иной. И парадигма «Я старше, опытнее, а значит – лучше знаю!» совершенно не работает. О многом мы можем знать фактически хуже молодежи. И если с этим согласиться, то почему бы искренне не встать на позицию ученика, ну или по крайней мере, равного собеседника?

Мама и дочь вместе читают аккаунт в социальной сетиИсточник изображения: istockphoto.com

Посмотрите внимательно, ваши насущные бытовые и профессиональные проблемы совсем не важнее и не труднее, чем те, с которыми справляется школьник, а его информационное поле не менее умно, чем ваше личное.

Покажите перспективу сожаления

Кто из нас не отправлял по ошибке электронное письмо не тому адресату? Или, кто не видит перед глазами примера, когда взрослый человек через какое-то время сильно сожалел бы о своем старом посте, ставшем достоянием широкого круга пользователей? Такие моменты случаются с людьми независимо от их возраста. Разница ваша и подростка в том, что для вас время сожаления уже наступило, а для него пока нет. 

Два распространенных совета на эту тему звучат так: «Думайте, прежде чем что-то отправлять или писать» и «Когда что-то публикуете, будьте уверены, это уже кем-то написано». Эти клише часто справедливы, но сами по себе они не помогают ни вам, ни ребенку. Для того, чтобы это донести, нужно рассказывать про ситуации, с которыми вы непосредственно столкнулись и о сожалении, к которому они привели и о котором подросток может даже помнить из семейных обсуждений.

Реклама

Реклама

Загляните назад в будущее

Все мы так или иначе моделируем в беседах с детьми их будущее. С совсем малышами представляем, что когда они станут родителями, то мы станем дедушками и бабушками. Со школьниками обсуждаем профессии, их реализацию в творчестве и спорте. Со старшими подростками – вопросы устройства будущей семьи. На одной из таких волн, попробуйте перенестись с ребенком в будущее и предложите ему представить себя на секунду взрослым человеком. В этот момент, пусть он посмотрит на свою социальную активность в Интернет и попробует ответить на вопросы:

  • Если незнакомый человек увидит твою ленту, что он в действительности подумает о тебе?
  • Как бы ты хотел, чтобы люди воспринимали тебя и твою жизнь?
  • Насколько честно твои посты отражают то, что происходит в твоей жизни? А если нет, то в принципе зачем это?
  • Предпринимаешь ли ты шаги, чтобы твоя информация оставалась конфиденциальной и предназначенной только для узкого круга лиц?
  • Ты гордишься тем, как ты ведешь себя в контексте социальных медиа? Но ведь это только отражение реальной жизни, а что у тебя с гордостью за свои поступки в ней?

Создавайте альтернативный контент

Начнем с простого. Всем детям в школе задают рефераты. Подавляющее большинство из них пишут эти рефераты с использованием информации из Интернет.

Папа и дочь вместе сидят в ИнтернетеИсточник изображения: blogspot.com

Предлагайте активно свою помощь в поиске источников. Это даст вам легальную возможность сёрфить вместе с ребенком. А значит, у вас будет время давать комментарии о том, какой ресурс вызывает доверие, а какой нет и делиться советами по критическому восприятию информации, о котором шла речь выше. Поверьте, вы сами узнаете много нового по предмету, которым будете совместно заниматься. С вашей помощью реферат не станет возможной отпиской. И, наконец, вы будете полностью в теме!

Теперь упражнение посложнее. Многие бытовые ролики и посты не вызывают интереса не из-за своего сюжета, а в силу низкого качества изготовления: съемки на не самую хорошую камеру смартфона, дрожащая картинка и так далее. «Показали дома маме», на этом производство и потребление контента зачастую завершено.

Реклама

Реклама

Озадачьтесь тем, чтобы публичный контент, создаваемый школьником или для школьника был качественным. Если это съемка на вечеринке класса – пусть она будет профессиональной. Если это запись видео футбольного матча или заплыва в бассейне, то пригласите тётю или дядю ребенка, чтобы они сделали запись со штатива, не отвлекаясь на крики «Молодец!» и разговоры с тренером. Пусть затем ваш знакомый ИТ-специалист на работе или молодой менеджер в отделе PR обрамят этот ролик качественными титрами, переходами и заставкой. И когда вы выложите это произведение в Youtube, оно станет предметом неподдельной гордости и репостов подростка. Ролик (или фото) вызовет реальные обсуждения и комментарии, им искренне захочется «поделиться с другом».

Один ролик, два, три... Через некоторое время это будет социальная реальность альтернативная той, которую ваш сын или дочь черпает извне (а точнее – просто реальность!). Вы зададите планку качества поста, снижение которой может оказаться со временем недопустимо для подростка. В социальных медиа изначально и по их задумке много хорошего. Давайте использовать их по назначению и вместе со своими детьми. Возможно тогда проблема опасного влияния соцсетей на них отпадет сама собой: для такого влияния просто не останется ни времени, ни повода.

P.S. Поделитесь пожалуйста в комментариях своими замечаниями и личным опытом. Они помогут нам в последующей доработке этого текста. Заранее спасибо!

Ленты новостей

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

Реклама

Подпишитесь

Интересные новости и обзоры на Ваш email

© 2017-2024 ООО «Сковоронок». Все права защищены. Дизайн – LOYP.

Поиск