Сегодня есть много разных курсов и тренингов по финансовой грамотности. Туда идут учится взрослые люди, но фомировать финансовое сознание можно уже в детстве. У меня трое детей, и со старшими (12 и 14 лет) у нас есть общее хобби: мы покупаем акции и уже три года читаем книги о финансовой грамотности. За это время отношение детей к деньгам сильно изменилось. Главное, что они поняли: не деньги или вещи управляют тобой, а ты деньгами.
Реклама
Когда я только начинала финансовое воспитание детей, у них были карманные деньги, которые тратились без какого-либо плана, сегодня у детей есть значительные для их ежемесячного бюджета накопления в рублях и валюте, а еще они планируют траты и при этом совсем не отказывают себе в самых разных покупках. Расскажу, как они этому научились.
1. Самостоятельные траты
В 5-6 лет ребенку можно купить кошелек для его карманных денег. Кошелек настраивает на серьезный лад: деньги это не просто бумажки и монетки. И с этого момента родителям надо точно понимать, что они не должны лезть с советами, куда что тратить.
Конечно, сначала ребенок не понимает в полной мере количества денег в его руках, не может оценить стоимость и соразмерность покупок. Каждый из моих детей сначала бездумно тратил свои деньги. Дочка покупала мелкие игрушки Shopkins, как только получала деньги, сын мог купить несоизмеримый с его бюджетом пластилин. Самый младший мог потратить все свои деньги (5000) на один набор Lego.
Реклама
Не скажу, что они тут же разочаровывались (как хотелось бы мне, чтобы наука траты денег шла быстрее). И куколка размером с коробок за 500 рублей, и кусок пластилина за 700 детей радовали. А я как мантру твердила про себя «И это тоже пройдет, им надо научиться тратить собственные деньги».
Теперь каждый из детей выработал свою тактику трат. Но у всех троих замечаю общую тенденцию: не покупают вещь сразу, если покупка не запланирована, самостоятельно находят ее стоимость в других магазинах, могут заказать в интернете (и подождать два дня), если там дешевле. Самое частое их решение — подумать сутки-трое. В некоторых случаях возвращаются за вещью или все-таки решают, что она им не нужна.
2. Привычка инвестировать
Когда мы говорим про управление деньгами, нельзя упомянуть только траты. Управление — это еще и инвестиции и создание собственного капитала, накопления на большие цели. В этом детям помогла книга «Пес по имени Мани». В ней рассказывается об основах финансовой грамотности. Один из постулатов: часть денег брать на размножение, часть раскладывать по копилкам, оставшиеся использовать для ежедневных трат.
Реклама
Я подсказала детям, что пока им не надо покупать себе одежду, еду или оплачивать учебу. И поэтому их деньги можно использовать для удовольствия и создания капитала на будущее. Примерно год они распределяли все поступившие деньги следующим образом: 50% на инвестиции, 40% по копилкам, 10% на карманные расходы. Но в какой-то момент желанные вещи были куплены или получены в подарок, карманных денег стало хватать на все хотелки, поэтому большая часть просто идет на инвестиции. Когда появятся следующие цели, дети сделают копилки.
В книге «Пес по имени Мани» Бодо Шефер настаивает на регулярной покупке акций.
Сегодня для этого нужен только смартфон, на первые покупки хватит даже 100 рублей.
Дети были вдохновлены этой идеей, мы вместе выбрали банк, установили приложение, заказали курьера с картой на дом. Так как дети несовершеннолетние, карта оформлена на мое имя, как и брокерский счет. Акции мы покупаем втроем, внося равное количество денег. В месяц это всегда разная сумма. Главное для меня в этом процессе — формирование привычки инвестировать и убеждения, что деньги могут приносить другие деньги.
3. Финансовая жизнь семьи
Чтобы лучше понимать стоимость денег, детям необходимо рассказывать, сколько стоит жизнь семьи. Например, ежемесячные траты, учеба, одежда, поездки.
Реклама
Вместо того, чтобы в магазине восклицать «Это очень дорого!» или «Денег нет!», можно обсудить варианты покупки новенького ноутбука. Например, на такую вещь можно накопить, тогда обсуждайте сколько времени это займет. Или на вещь можно заработать. Чем сильнее ребенок хочет вещь, тем больше вариантов он предложит. Не этому ли учат взрослых на бизнес-тренингах?
Однажды можно доверить детям составление списка и закупку продуктов. На первый раз можно дать 1000 рублей и попросить их купить продукты на день, неделю или для завтрака всей семьи. Так же можно делать в кафе, чтобы они выбирали угощение для всех с определенной суммой. Тогда понимание стоимости денег будет не просто информацией, а знанием.
Некоторые траты семьи можно планировать вместе. Например, готовить списки желанных для посещения мест или путешествий, составлять бюджет поездки.
4. Никаких оплат ежедневных дел
Мы не платим детям за помощь по дому или хорошую успеваемость. Такую модель взаимодействия детей и родителей никак нельзя считать финансово грамотной.
Другое дело подарки за старание в учебе или помощь по дому.
Реклама
Я могу от всей души купить подарок и вручить его в благодарность за усердие. Но дела по дому — это обязанность, они есть у всех членов семьи. А учеба — ответственность ребенка, как у родителей забота о безопасности и благополучии детей. И мы это периодически обсуждаем.
5. Практика обладания
Эту практику мы с детьми узнали из книги Хон Чуён «Разреши себе быть богатым». Суть проста: каждый день хотя бы несколько минут подумать о том, что у тебя есть хорошего и поблагодарить за это. Ценить или не ценить, что у нас есть, — это привычка. А осознанная благодарность за то, что имеем просто так, значительно повышает качество жизни. Дети каждый раз отмечают: стоит от души поблагодарить за возможности или новые игры, книги, развлечения, как их становится еще больше.
Я думаю, настоящая опасность нашего времени — большое изобилие. В нашем детстве нас радовал новенький футбольный мяч — один на весь двор, или единственная кукла. Современный ребенок стал заложником изобилия. Практика обладания помогает осознанно относиться к вещам и возможностям, ценить их, получать удовольствия от того, что имеешь, понимать, сколько вещей тебе действительно надо для комфортной жизни.
Что почитать с детьми про финансовую грамотность
«Пес по имени Мани», Бодо Шефер
Книга будет полезна и взрослым, которые только учатся планировать бюджет, свои траты, инвестиции. Бодо Шефер рассказывает историю девочки Киры, которая нашла говорящего пса. Пес научил Киру с умом относиться ко всем полученным деньгам, зарабатывать и не тратить все.
Реклама
«Кира и секрет бублика», Бодо Шефер
Это вторая часть книги «Пес по имени Мани». В ней Кира отправляется в Америку, находит там друзей и узнает, что главное в человеке — не снаружи, а внутри, и это влияет на жизнь.
«Думай как миллионер», Т. Харв Экер
Книга разделена на главы, каждая из которых посвящена одной теме, автор смотрит на тему денег как богатый человек и сравнивает с точкой зрения бедных. Харв Экер часто иронизирует, шутит, но дает ценные советы о том, как зарабатывать, тратить и вообще относиться к деньгам.
«Разреши себе быть богатым», Ли Союн, Хон Чуён
Журналистка Хон Чуён рассказывает о корейском гуру для богатых Ли Союн.
Она отправляется на встречу с ней, чтобы узнать главный секрет миллионеров. И он оказывается прост — находись в моменте, цени то, что у тебя есть прямо сейчас. В книге нет советов о грамотном инвестировании, но есть много интересных мыслей об изменении финансового сознания.