Эта статья является попыткой переосмыслить традиционный подход к школьному образованию на основе опыта, накопленного педагогами школы «Мантии Эксперта». Сеть образовательных учреждений «Мантия Эксперта» была основана в 1980 году в Ньюкасл-апон-Тайн (Великобритания). Сегодня школы, работающие по ее методике, широко известны в Великобритании, Новой Зеландии, США, Палестине и ряде стран Европы.
За прошедшее десятилетие среди профессионалов, являющихся приверженцами передовых подходов в образовании и развитии ребенка, прочное место заняла методика, кардинально меняющая взгляд на традиционный процесс обучения. Автор программы профессор Дороти Хиткот дала ей название «Мантия Эксперта» (Mantle of the Expert).Реклама
Реклама
С подачи основателя название несет в себе мистический окрас. За этими словами скрывается нечто, что противопоставляется догмам в мире образования, которое на самом деле «образованием» не является, а по сути представляет собой «инструктаж». Наш мир одержим накачиванием знаниями, тестированием, рейтингами и мало заботится о применении образования для личностного роста человека и общественного прогресса.
Метод «Мантии Эксперта» стал сегодня широко известен под новым названием «Познание через образы» (Imaginative Inquiry). Он превращает школьников из простых получателей знаний в прожорливых исследователей, ставящих знания на службу своим целям. Он сменяет их ощущение внутреннего бессилия на осознание собственной важности и значимости. Происходит это за счет переключения мышления в русло «давайте представим» (Make Believe), за которым скрываются неограниченные просторы всего того, что может стать реальным в нашем сознании. Благодаря этому простому приему, педагоги активно демонстрируют ученикам особенности самых разных точек зрения на предмет, вытаскивая на поверхность эти точки зрения словно они являются собственными для ребенка. При таком подходе школьники могут исследовать то, что значит быть человеком, многогранно и совершенно безопасно.
Это в общем-то и все, что составляет основу «Познания через образы». Одни учителя используют прием «давайте представим» чтобы превратить скучную 15-ти минутную задачу по арифметике в динамическую прикладную проблему, которая вносит жизнь в процесс. Другие используют этот метод в качестве своего основного подхода к обучению, руководствуясь им в процессе преподавания по обязательной государственной программе. Благодаря такому подходу, ученики обретают духовность, прочную основу для личностного роста и навыки самооценки. Они формируют свои личные моральные ценности, которые зачастую бросают вызов устоявшимся эстетическим представлениям взрослых.
Реклама
Драматический «переключатель» «давай представим» создает вымышленное событие, как будто бы оно происходит прямо сейчас. И этот простой ключ открывает двери к новаторской, высокоразвитой и динамичной педагогике с практически неограниченным потенциалом применения для развития ребенка. Все, что должен делать учитель – это создавать контекст образа, предназначенный специально для того, чтобы отразить учебный план. Образ должен быть очень ярким, он должен заполнять воображение и заставлять активно поверить, что мы прямо сейчас находимся в внутри придуманной ситуации. Поговорим более подробно об этом методе.
Трансформативная педагогика
Основы трансформативной педагогики были разработаны исследователями из Королевского колледжа в Лондоне. Затем они были применены на практике, проанализированы и приобрели свою сегодняшнюю целостность во множестве школ среди стран англоязычного мира.
Трансформативная педагогика – это подход, при котором в процессе обучения ценится и максимально используется вклад самого ребенка. Каждый урок обретает совместный для преподавателя и ученика контекст, который:
- разрабатывается для создания вызова и вовлеченности;
- позволяет объединить всех учащихся класса или группы;
- использует рефлексивную оценку в процессе обучения;
- учитывает передовые методики, закрепленные в девяти принципах великой педагогики;
- включает обучение посредством искусства опроса.
Трансформативная педагогика не базируется на длинном списке рекомендаций и методик. Ее основой является такая организация процесса обучения, при которой за счет определенных приемов и вовлеченности преподавателя изучаемый предмет как бы оживает в пространстве между учителем и учениками. Она порождает духовную искру взаимодействия ребенка с миром знаний, миром интеллектуальных и эмоциональных головоломок.
Практикующие учителя из разных стран постоянно пишут о том, что учебные кейсы, построенные по концепции трансформативной педагогики, оказывают немедленное, глубокой и долгосрочное воздействие как на процесс обучения, так и на его результаты. Особенно разительно разница с традиционными подходами к развитию ребенка проявляется в школах, расположенных в социально неустроенных и бедных районах.
Реклама
Все больше и больше стран задумываются на тем, чтобы глобально пересмотреть сложившиеся десятилетиями традиции в образовании. Это необходимо, чтобы социум адекватно соответствовал стихийным изменениям, происходящим в мире с нарастающей скоростью, а также мог их контролировать. Педагогический опыт нуждается в трансформации, чтобы помочь молодым людям эффективно выстраивать организацию общества в сотрудничестве со старшим поколением, разрыв с которым все более и более усиливается. Важно, чтобы опыт и ноу-хау прежних поколений не были растеряны, поскольку без них глобальную цивилизацию будущего построить не удастся.
Исследование метода в мире
Применение подходов «Познания через образы» в самых разных регионах мира показало, что особенно резкое повышение уровня образования происходит в многоконфессиональных и межкультурных районах, где социальная депривация носит крайние формы. Это подтверждают и исследовательские работы университетов Великобритании и США, а в последнее время – и многих европейских стран.
Например, в Бельгии в 2016 году европейские банковские институты профинансировали крупный исследовательский проект со штаб-квартирой в Антверпене, целью которого является оценка применимости методов «Мантии Эксперта» для бельгийского образования.
На арабских палестинских территориях частный фонд Каттана финансирует учебные пособия и ремонт помещений для учителей из Палестины. Фонд Каттана также финансирует множество программ летнего преподавания в Иордании. Цель состоит в том, чтобы поднять на новый уровень систему образования на Ближнем Востоке. Вплоть до сегодняшнего дня, результаты применения «Познания через образы» здесь были поразительными.
Реклама
В конце 2017 года Университет Ньюмана в Бирмингеме провел недельную сессию исследований в области экономики. Среди стран-участниц были Португалия, Германия, Турция и Великобритания. В ходе дискуссий, методологи образования европейских стран пришли к тому, чтобы начать изучение применимости «Познания через образы» в своих государствах. Эти страны запустят в 2018 году соответствующие исследовательские и пилотные проекты с «Мантией Эксперта».
Описание сути «Познания через образы»
«Познание через образы» – это основанный на драматической постановке метод преподавания. Он представляет собой органичную последовательность тщательно спланированных активных задач в классе, которые погружают учеников в воображаемые эмоциональные и интеллектуальные отношения с предметом изучения, вложенным в контекст.
«Познание через образы» реализует выполнение учебных задач в форме, которая способна заинтересовать школьника и вызвать его живое внимание к волнующим вопросам. Другими словами, учеба становится актуальна для детей.
Контекст урока предполагает наличие интриги, тайны, риска или какого-то иного эмоционального крючка, который должен стать основным мотиватором для учеников. Благодаря такой педагогике, раскрывается интерес школьников, что в свою очередь мотивирует их на действия в отношении исследуемого предмета. В связи с тем, что в процессе обучения ребенок озабочен и тратит свои личные эмоции, полученные им знания очень глубоко усваиваются. Это сродни совершению научного открытия ученым-первопроходцем или созданию произведения искусства. Поиск разгадки превращается для ученика в «зуд», который не дает покоя. Посмотрите, с какой настойчивостью человечество ищет лекарство от рака, борется с налетами саранчи или совершенствуют солнечную батарею!
Фактор мотивации учеников
Большинству профессиональных педагогов очевидна прямая связь между достижением мотивации ученика и динамикой его обучаемости. Среда, в которой наши дети, и в особенности подростки, получают системное среднее образование, строится как социально стерильное пространство, предлагающее стерильные знания. Для многих образовательных систем общим является то, что они вызывают у подростка разрушительную отрешенность от учебы и стремление как можно быстрее покинуть класс.
Реклама
Безусловно, такие социально отрешенные пространства существуют и во взрослом мире. Далеко ходить не надо, представьте офис на одном из своих мест работы. Но для подростка, у которого еще свежи яркие воспоминания об увлекательном раннем детстве, погружение в такую среду вызывает разобщенность, разочарование и накапливаемое недовольство. Это влечет поиск детьми альтернативных сред и занятий, а как следствие – социальные проблемы в обществе.
Опытный учитель знает, что все чему он учит, должно быть как минимум интересно. Если это не так, то он не состоялся как сильный профессионал. Во многих случаях преподаватели даже обвиняют свои классы в том, что они «слабые ученики», вместо того, чтобы совершенствовать собственный подход.
Не лежит ли начало таких изменений в элементарном привлечении внимания к своему уроку? Не стоит ли сделать урок интересным не для отдельных учеников, а для абсолютно всего класса? Вы скажете, что это невозможно, что это просто популизм! Но практика показывает, что если удается переключить управление учебным процессом с учителя на учеников, такой идеал достижим. Вы скажете, что это непродуктивно и даже опасно. Но ведь речь же не идет о вседозволенности типа покидания учеником класса или его переключения на альтернативные дела. Контроль рамок поведения остается, речь идет об управлении именно процессом решения задачи. Именно в контексте той классной комнаты, где происходит передача власти к детям, получается заставить их «купить идею». Это происходит благодаря коммуникационным и профессиональным навыкам педагога, тех навыков, с применением которых ежедневно приходится сталкиваться и любому из нас во взрослой жизни.
Но по большому счету, единственным и самым важным открытием доктора Дороти Хиткот стал уникальный перелом, происходящий в обучении, когда класс с самого начала позиционируется учителем как коллектив уже способный решить поставленную перед ним проблему, а не как обучающийся ее решению. Интуитивно эта уникальная особенность далеко не очевидна.
Три компонента уроков «Мантии Эксперта»
Итак, в контекст каждого урока входят:
- Воображаемое предприятие или «экспертная группа», которая может нести ответственность за свои действия. Это основной триггер, формирование которого происходит за счет таланта преподавателя. Очевидно, что если целью урока является изучение глубин океана, контекст «команды астронавтов» вряд ли сработает для него.
- Воображаемый клиент (потребитель, интересант, жертва), чьи потребности нуждаются в удовлетворении ответственной командой. Тем самым задаются требования к качеству результата, поскольку для такого внешнего потребителя ответ должен быть должным образом оформлен и презентован.
- Комиссия или контрольный лист обязательных заданий, которые требуются для постоянного информирования потребителя о ходе процесса. Оно может вестись посредством публикации промежуточных итогов (например, на общей доске) или в виде специальных сообщений «уполномоченному представителю клиента».
Реклама
Реклама
Как уже упоминалось ранее, исследователи зафиксировали, что дети не просто эффективно учатся, но зачастую переосмысливают многие глубоко укоренившихся в массе людей личные и общественные ценности. Отличительной чертой метода является то, что такое переосмысление и открытие в процессе урока не несет последствий для реальной жизни после школы. Например, мы можем себе представить на уроке общество будущего, в котором люди способны определить фактическую дату своей смерти, обладая технологиями чтобы это сделать, а также находясь в ситуацию, когда это необходимо. Выводы и знания учеников после урока останутся, альтернативные точки зрения на какую-то проблему будут раскрыты, но сама ситуация не найдет непосредственного места в реальности.
Изучение детьми контекста урока переключает работу с интеллектуального дискурса на «реальный» опыт. Вот пример кейса «Мантии Эксперта».
Давайте представим себя в качестве группы наблюдателей, чья роль состоит в том, чтобы обеспечить контроль ненасильственного характера смерти человека. Клиентом команды выступает Медицинский совет, который разрабатывает новые проекты законов для Правительства. Задача состоит в том, чтобы создать комплекс мер, гарантирующих такой контроль, и проанализировать его эффективность. Конечно есть и препятствия, так как многие религиозные общины выступают против новых законов и не советуют своим членам им следовать. Много вопросов также задают представители меньшинств, которые не имеют возможности влиять на законотворческий процесс.
Такое положение дел вызывает у старшеклассников целый фонтан мыслей, поскольку сложно справиться с данной задачей в мире, где человек располагает массой способов закончить свою жизнь. Очень многие аспекты включаются в игру, затрагивая как вопросы веры, так и вопросы открытые для медицины на сегодняшний день. Но мы можем также представить себе и задачи, которые необходимо выполнить в процессе кейса. Это может быть изучение прав человека или разбор того, как различные древние и современные культуры относятся к вопросу смерти, и многое другое. Существует масса возможностей для насыщения этого кейса задачами из учебных планов по самым разным дисциплинам.
Реклама
Традиционное инструментальное образование вряд ли пойдет на такой кейс. Но в современном революционном мире педагог находится на самом переднем краю. Он не может не искать связи и не моделировать отношения с обществом следующего поколения. В противном случае, если мы будем всегда делать так, как делаем, то будем и получать то, что получаем.
Разумеется, такая модель обучения многим справедливо покажется слишком рисковой. Но ее сохраняет безопасной конструкция «давайте представим». Она не препятствует потоку переосмысления, тогда как реальная практика может оставаться фикцией, живущей за шторами театра и не выходящей на сцену без согласия учителя или класса.
Заключение
Структура триады (экспертная команда, клиент и комиссия) проста только с первого взгляда. Она требует искусного вплетения в себя дисциплин учебного плана. И мастерство педагога здесь состоит в улавливании грани между драматической постановкой, конструкцией «давайте представим» и тем моментом, когда их следует развернуть, чтобы зафиксировать понимание учеников и воплотить его в практическое знание.
В Великобритании сегодня есть школы, которые применяют методику «Познания через образы» и при этом входят в государственную систему образования. Стоит отметить, что при внедрении такой программы развития ребенка кардинально возрастает интерес родителей к процессу преподавания и степень их соучастия в нем.
Одной из таких школ является начальная школа Вудроу в городе Реддитч (Woodrow, Redditch). В ней педагогам удалось разработать поистине выдающуюся программу. Эта школа далеко не для бедных людей, родители детей находятся на первых позициях в своих профессиях. При этом, они активно и щедро содержат школу. Что заставляет мыслящих состоятельных людей направлять своих детей в такое учебное заведение, а не в традиционную частную школу, которую они безусловно могут себе позволить?
Реклама
Реклама
Учителям, практикующим «Познание через образы» удалось снять «стеклянный потолок», который раньше они возводили над своими учениками. Педагогическая «мудрость» становится обременением, когда учителя видят насколько успешно дети могут учиться самостоятельно. В 2013 году заслуженные профессоры образования Майкл Филдинг и Дэвид Хопкинс заявили в своих книгах о том, что «мир стремительно движется от инструментальной модели образования к трансформативной». Может и для нас уже настало время шагнуть за привычные рамки?
По материалам Люка Эбботта, эксперта в образовании, одного из приемников Дороти Хиткот.