Реклама

О Детях

Как привить ребенку любовь к чтению

Источник изображения: lemonlimeadventures.com

12 лет назад, когда родилась моя старшая дочка, в моде было раннее развитие. Тогда считалось просто неприличным, если с полугода ребенок не ходит на развивающие занятия, с месяца не занимается по кубикам Гленна Домана и не учит английский с трех месяцев.

Раннее развитие детей, которым были все озабочены, не только вызывало невроз у родителей. Оно могло навредить ребенку. Например, не вовремя изученный алфавит и обучение чтению могли не привить любовь к книгам, а напрочь отбить к ним интерес.

Реклама

Реклама

Почему дети не любят читать

1. Раннее обучение чтению

Если у ребенка к моменту обучения еще не созрели центры чтения, он научится не читать, а соединять буквы. В этом случае он не будет получать удовольствие от процесса чтения.  

Все эти веселые азбуки, игрушки в виде букв, машинки с алфавитом — плохой способ учиться чтению. И продаются они только по одной причине — на них есть спрос. К моменту, когда центры чтения готовы к работе, ребенка не приходится развлекать жирафиками и голубыми облачками. Он готов воспринимать буквы правильно.

Буквы — это знаки, а не силуэты, напоминающие животных. Пока у ребенка в мозгу не созрели центры чтения, он не может воспринимать единицу чтения — букву. Его мозг воспринимает эти разноцветные буквы как картинки. Взрослые думают, что ребенок читает, а он всего лишь научился навыку, который по виду напоминает чтение. Но мозг ребенка при этом обрабатывает буквы не как знаки. А должен бы.

Это одна из причин, почему современные дети совсем не хотят читать.

Реклама

2. Неправильная подготовка к школе

Вместо насильного сидения за азбукой, в три-пять лет самое время развивать фонематический слух. В этом поможет хороший логопед.

Мои дети два года занимались с логопедом. Сын с трех до пяти лет. Дочка — с пяти до семи. Наша логопед очень много времени уделяла именно развитию фонематического слуха. И это стало, пожалуй, самым важным для подготовки к школе.

Иногда дети неправильно произносят звуки, но не слышат ошибки. Например, Р меняют на Л или В (диран-диван, ресницы-лесницы). Позже, в школе, такой ребенок без дислексии и дисграфии будет делать глупые ошибки в словах. А виной всему неразвитый фонематический слух, который можно улучшить за несколько месяцев специальных занятий.

Неразвитый фонематический слух — еще одна проблема нелюбви к чтению и всему, что связано со словами, уроками литературы и русского.

Реклама

Реклама

3. Нет примера родителей

Родители покупают ребенку книги, настаивают или даже заставляют читать, сами при этом сидят вместо чтения в соцсетях.

Что думает ребенок? Правильно, что чтение — это работа или наказание, оно не может развлекать. И зачем читать, если можно посмотреть мультик.

Как мои дети полюбили чтение

У меня растут трое совершенно разных детей. Младший сын пока не читает, но с удовольствием слушает книги. Старшие сын и дочка учились читать совсем по-разному и сейчас по-разному относятся к книгам. Но читают каждый день оба.

Все мои способы привить любовь к чтению придумывались по-разному. Какие-то легко, над другими пришлось подумать. Каждый из них мы использовала в разное время. И могу с уверенностью сказать, что они работают.

Реклама

Сделайте походы в книжный и библиотеку регулярной привычкой

Когда я была маленькой, мы с мамой несколько раз в неделю заходили в три ближайших к дому книжных. Это было так же естественно, как заходить в магазин «Хлеб».

Во взрослом возрасте я не перестала пропускать все книжные, встреченные по дороге. И мои дети не знают, что может быть по-другому.

Лет в 5-6 дочка очень просила отвести ее в библиотеку. У меня, честно признаться, было о них предвзятое мнение. Я помню старые, неопрятные библиотечные учебники, по которым приходилось учиться.

Так вот, современные библиотеки не имеют ничего общего с библиотеками прошлых десятилетий. Сегодня это места, где можно не только взять почитать новую интересную книгу, но и отлично провести время. В одной из наших библиотек можно посидеть с книгой или журналом возле камина, во второй дают в подарок кристаллики за чтение и рисунки по книгам.

Реклама

Реклама

Пробуйте разные форматы

Кроме обычных книг сегодня есть комиксы (и по произведениям классики тоже), есть раскраски с заданиями и книги-квесты. Мы пробуем абсолютно все форматы.

Дети знают, что книга — это не просто страницы с текстом. Кстати, иногда бывает, что не нравится определенное издание. Но другие иллюстрации, обложка или размер меняют дело кардинально. Пробуйте!

Смотрите кино и мультики

По некоторым книгам дети сначала смотрели мультик или кино, а потом им сразу хотелось прочитать и книгу.

Например, сначала они посмотрели Гарри Поттера, а только потом прочли две части. Причем для семилетнего сына — это стало серьезным, долгим трудом.

У нас есть традиция. Если по мотивам прочитанной книги есть фильм, мы его смотрим. Сравниваем сюжет и обсуждаем, так ли себе представляли героев. Я обращаю внимание детей на музыку, спецэффекты и другие тонкости постановки. Это учит быть внимательным к деталям и смотреть на произведение искусства не только как читатель и зритель, но и как критик. В хорошем смысле этого слова.

Реклама

Планируйте чтение

Сегодня выходит слишком много книг. Большинство — это красивые издания. Когда я захожу в книжный, у меня случается приступ гнева и сожаления из-за того, что я не успеваю читать в настолько ускоренном темпе.

Тем не менее я себя приучила составлять список книг, которые буду читать. То же самое предлагаю и детям. Когда заканчивается одна книга, они знают, какой будет следующая. Это ведет к одному: ребенок читает книгу за книгой без перерывов в месяц и больше. И главное: они не догадываются, что можно по-другому.

Читайте детям вслух

Хотя у меня достаточно взрослые дети (12,10,5 лет), я читаю им вслух. Причем две книги одномоментно. Днем мы читаем не художественные книги. Например, о программировании или про поиск преступника, развивающие внимательность, книги по финансовой грамотности или о формировании характера. А вечером у нас чтение художественной книги.

Реклама

За лето мы прочитали книгу лучших рассказов О.Генри, «Трое в лодке, не считая собаки», «Чучело», 4 детектива для подростков. Все эти книги интересны и мне, и детям. Нам есть, что обсудить после. Это традиция. И, поверьте, она стоит того, чтобы найти на нее время.

Следующие советы, скорее, подойдут, чтобы помочь школьнику распробовать чтение.

Читайте сами произведения по программе

Знаю, большинство возмутится — где взять столько времени! Но придется его найти, если хотите, чтобы ребенок рос действительно начитанным.

Когда дочка пошла в школу, я осознала, что почти ничего не помню из книг по школьной программе. А мне хотелось знать ее мнение о героях и сюжетах. И еще больше хотелось научить дочку смотреть на произведение в целом, а не мыслить категориями нравится-не нравится, герой прав-не прав.

Поэтому я сама начала читать книги вслед за ней. Делаю это или очень кратко — буквально по диагонали, чтобы вспомнить. Либо вообще читаю краткое содержание.

Это помогает разговаривать с ребенком на одном языке, а не только требовать, чтобы читал. И беседы получаются весьма интересными. Критическое мышление так точно тренируется.

Реклама

Предложите рисовать иллюстрации

Этот способ помогает лучше понять героя и быть внимательным к деталям, вызывает большим интерес к книге. Предложите ребенку пофантазировать: как выглядит герой, с героем какой книги он мог бы дружить, каким он мог бы быть, если бы книгу сочинял другой автор или сам ребенок.

Это способствует внимательному чтению книг и развивает фантазию.

Тренируйте беглое чтение

Иногда нелюбовь к книгам связана только со слишком медленным чтением. Когда ребенок медленно читает, он сильно устает. Чтение точно не воспринимается им как удовольствие. Исправить это можно достаточно быстро.

В свое время мы с сыном читали Чуковского и другие простые стихи, чтобы натренировать беглое чтение. Также для этого хорошо подходят стихи с многократно повторяющимися словами (например, «Дом, который построил Джек»). Читайте одни и те же стихи. Какие-то строчки ребенок запомнит наизусть, другие быстро прочитает. С каждым разом уставать будет все меньше, а навык беглого чтения наконец освоит.

Реклама

Реклама

Расскажите, что можно не дочитывать книгу и сказать правду

Есть книги, которые в данным момент интереснее других. И если книга не понравилась, «не пошла», ее можно прекратить читать. Не все дети догадываются об этом.

Кстати, этот же способ работает и в отношении новой еды. Пробовать ее обязательно, доедать — нет. После введения этого правила мои дети начали есть любые овощи.

Обязательно расскажите ребенку, что книга или автор могут не нравиться, и это нормально. С ребенком все в порядке. И с автором книги, скорее всего, тоже. Просто его герои могут быть не интересны в данный момент или вообще. Нормально, если человеку не нравится чей-то стиль изложения или определенные жанры литературы.

Знали бы вы, сколько внутреннего напряжения уходит вместе с этим позволением самому себе. И, кстати, это вовсе не делает из ребенка недовольного критика. А вот понимать себя и осознавать свое мнение точно учит.

Читайте также